Объединим ресурсы
Интервью главы администрации Н.И.Бондаренко.
Николай Иванович, вы согласны с инициативой объединения поселений в городской округ?
- Городской округ - это модель административного управления территорией с единым консолидированным бюджетом и централизованной системой власти. Округ дает возможность объединения, консолидации сил и позволяет устранить громоздкую двухуровневую систему, характерную для района. Сегодня мы имеем несколько избранных глав, столько же депутатских корпусов и бюджетов. Единоначалие же способствует эффективному управлению территорией, повышает ответственность администрации за результаты своей деятельности. Другое важнейшее отличие городского округа в том, что ему проще войти в любые областные и федеральные программы (быстрее и качественнее готовится необходимая документация, сокращается количество согласований, возникает больше возможностей для софинансирования и т.п.). Сегодня законодательство не позволяет городскому поселению Кстово вкладывать бюджетные средства в развитие детских дошкольных учреждений, ремонт школ, учреждений культуры. А ведь 30 образовательных организаций из 64 территориально находятся в Кстово. А вот власть городского округа имеет законное право финансировать эти социальные объекты. Давайте посмотрим на сельские поселения. В настоящее время каждое поселение, а у нас их 13, существует самостоятельно и имеет свой бюджет только 3 - Большеельнинское, Безводнинское и Афонинское - являются самодостаточными. У остальных проблем намного больше, чем имеющихся у них возможностей. В первую очередь, я говорю о сельских поселениях, где бюджет сегодня мизерный. Получается, что самостоятельность есть, а управлять территорией при отсутствии ресурсов эффективно не удается. Поэтому и назрела необходимость объединения территорий с целью консолидации денежных средств, сил и знаний, чтобы иметь возможность поэтапно решать проблемы любой сложности.
Все-таки, чем вызвано создание городского округа?
-Сегодня очевидна потребность внедрения новых эффективных механизмов управления на местах, создания крупных муниципальных образований, обладающих достаточными ресурсами для развития, оптимизации управленческих процессов, повышения эффективности использования бюджетных средств. Наличие большого количества самостоятельных поселений вызывает множество проблем, среди которых - неравные экономические условия для различных поселений в границах одного муниципального района. Поселения, находящиеся вдали от районных центров, не имеющие нормальной транспортной и инженерной инфраструктуры, оказываются в тяжелом положении, поскольку не являются привлекательными для молодых специалистов, не вызывают интереса у инвесторов, имеют весьма «скромные» перспективы развития, в связи с чем необходимо дополнительное вложение средств. Во-вторых, происходит распыление денежных средств между бюджетами поселений. Будет правильнее, если в условиях ограничеснности ресурсов они будут консолидированы. В-третьих, это управленческая (кадровая) проблема. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года предусматривает совершенствование ключевых управленческих процессов и организационных структур в муниципальных органах власти, а также формирование кадрового потенциала. Для управления поселениями необходимо содержать целый штат сотрудников администрации. Стала очевидной нехватка квалифицировнных кадров на местах. И в - четвертых, это проблема эффективного осуществления полномочий органами самоуправления поселений. Поселений, самостоятельно решающих вопросы местного значения, в области единицы. Для большинства поселений, особенно сельских, характерны недостаток финансовых средств на обеспечение полномочий, низкий уровень обеспеченности объектами инфраструктуры и состояния благоустройства. Поэтому обычно такие органы местного самоуправления передают все основные полномочия (бюджет, налоги, градостроительная деятельность, тепло-газо-водоснабжение, дороги и т.п) на уровень районов. То есть районы уже долгое время тянут поселения за счет собственных ресурсов, как правило, сосредоточенных в районном центре.
Каких целей удастся добиться в случае объединения поселений?
-Существенно повысится инвестиционная привлекательность территории. Создается единый сильный консолидированный бюджет, учитывающий интересы всех территорий, выравнивается бюджетная обеспеченность. Повышается управляемость территорий за счет создания единых органов, координирующих решение вопросов местного значения (прекратится двоевластие, дублирование функций в районной, городской, сельской администрациях). В городском округе будет создана четкая и понятная вертикаль власти с одной администрацией, которая будет отвечать за все вопросы местного значения — городские и сельские. Будет и единая система обслуживания населения. Понимая, что плачевное состояние бюджетов поселений не позволяет достойно исполнять все возложенные по закону полномочия, большинство поселений добровольно, на основе подписанных соглашений, передают муниципальному району значительное количество вопросов местного значения. В Кстовском районе поселений, в полном объеме решающих вопросы местного значения, нет. А объединение поселений в городской округ в этой связи просто узаконивает существующее положение вещей.
Не придется ли жителям сельских территорий за каждой справкой ездить в город?
-Однозначно нет. На территории каждого из бывших поселений будет работать свой территориальный отдел администрации городского округа. Основная задача этих отделов — взаимодействие с населением (прием граждан, рассмотрение обращений, проведение мероприятий с участием населения, выдача справок и т.п). Жителям села не придется ехать за необходимыми справками в вышестоящий орган - городской округ. Данная услуга будет максимально приближена к населению.
Сохранятся ли льготы для жителей сельской местности?
- Да. При преобразовании муниципального района в городской округ изменяется лишь вид муниципального образования. В этом случае в составе вновь образованного городского округа сохраняются с прежним статусом сельские населенные пункты. В нормативных документах понятие «сельская местность» подразумевает не тип муниципального образования (город, сельское поселение), а тип населенного пункта. При преобразовании поселений района в городской округ тип населенных пунктов не меняется. Поэтому для проживающих в деревнях, селах сохраняются социальные гарантии и льготы, предусмотренные законодательством. Назову некоторые: проезд на автобусных маршрутах отдельным категориям граждан, льготы для педагогических работников, тарифы на электроэнергию и др. Преобразование в городской округ не повлечет за собой изменение статуса населенных пунктов, их переименование, изменение наименования улиц.
А что будет с адресом в паспортах?
- Новое наименование муниципального образования - «городской округ г. Кстово Нижегородской области» вместо «Кстовский район Нижегородской области» в графе «адрес регистрации» паспорта будет вноситься только во вновь выдаваемые паспорта. Изменить данные места регистрации гражданина в ранее выданном паспорте возможно будет по желанию гражданина.
В заключениие хочу подчеркнуть - образование городского округа создаст условия для перспективного развития всей территории муниципального образования, решения вопросов, связанных с обеспечением достойного качества жизни населения, создания надежной доходной базы бюджета, повышения инвестиционного потенциала. Объединением городских и сельских поселений и наделением вновь образованного муниципального образования статусом городского округа позволит повысить эффективность управления территориями, поднимет уровень доверия населения к местным органам власти, ускорит социально-экономическое развитие. В ближайшее время в районных СМИ будет много самой разной и порой противоречивой информации о городском округе. Хочу обратиться к жителям нашего района. Уважаемые кстовчане! Создание городского округа — это инициатива главы МСУ Кстовского муниципального района и депутатов Земского собрания. В ближайшее время депутаты городской Думы, депутаты сельских советов на своих заседаниях должны принять решение, поддержать эту инициативу или нет. Потом слово будет за вами. И только вы вправе решать — нужен нам округ или нет. Не будем делать скороспешных выводов, подумаем вместе.
Справочно. На сегодняшний день в Нижегородской области уже создано 10 городских округов. В этом году планируется объединение еще 3-х муниципальных районов в городские округа.
Петр Дубровин