(подготовлен на основе информации Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, Комитета государственного ветеринарного надзора Нижегородской области, Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Нижегородской области, статистических данных).
1.2. Гидрологическая обстановка:
Наполнение Горьковского водохранилища составляет 97,6 %. Расход воды на Нижегородской ГЭС составляет 1260 куб. м/с.
Изменение уровней за сутки (см)
на реках области (+6) –(-15)
на р. Волге у Н. Новгорода (Чкаловская лестница) -15 см, отметка 64,71 м БС
Температура воды в р.Волге у Н.Новгорода 12,4
В связи с рекомендациями Межведомственной оперативной группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада (заседание от 16.04.2014), Росводресурсами на период установлены следующие режимы работы гидроузлов каскада:
- Рыбинского – с 29.04.2014 по 10.05.2014 включительно средними сбросными расходами 10 - 30 куб.м/с, с 11.05.2014 – в режиме обеспечения установленного режима работы Нижегородского гидроузла;
- Нижегородского - с 29.04.2014 при повышенном притоке воды в Горьковское водохранилище (ориентировачно более 1100 куб.м/с) – транзитом при поддержании уровня воды в верхнем бьефе гидроузла в пределах отметок 83,6-84,0 мБС без учета сгонно-нагонных явлений, далеее средними сбросными расходами 1100±50 куб.м/с по согласованному с Росморречфлотом графику, с учетом регламента составления диспетчерских графиков нагрузки;
- Чебоксарского – в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе у плотины гидроузла в пределах отметок 63,0-63,3 мБС без учета сгонно-нагонных ветровых явлений.
Происшествия
Воскресенский район – 1 участок автодороги.
Нижегородская область, Воскресенский район, около п. Затон им. Михеева, в результате подъема уровня воды в р. Ветлуга подтоплен участок дороги Воскресенское-Затон им. Михеева. Жилые дома в зону затопления не попадают, затруднено сообщение с п. Затон им. Михеева (70 жилых домов, 98 жителей).
По состоянию на 10.00 07.05.14 г. уровень воды над дорожным полотном увеличился на 1 см и составляет 104 см, площадь затопления составляет 295 кв.м. Длина затопленного участка – 118 метров.
1.3. Лесопожарная обстановка:
По данным ФГБУ «Верхнее-волжкое УГМС» на территории области зарегистрирован 1-й, 2-й класс, местами 3-й класс пожарной опасности лесов.
Частично 3-й класс пожароопасности лесов установился в 2-х муниципальных образованиях: Ветлужском, Уренском районах.
2-й класс пожароопасности лесов установился в 6-ти муниципальных образованиях: г.о. г. Арзамас, г.о. г. Шахунья, Арзамасском, Варнавинском, Тонкинском, Тоншаевском районах.
Частично 2-й класс пожароопасности лесов установился в 7-ми муниципальных образованиях: г.о. Семеновский, г.о. г. Первомайск, Ардатовском, Вадском, Дивеевском, Перевозском, Шатковском районах.
1-й класс пожароопасности лесов установился в 37-ми муниципальных образованиях: г.о. г. Н. Новгород, г.о. г. Бор, г.о. г. Дзержинск, г.о. г. Выкса, г.о. г. Саров, Большеболдинском, Балахнинском, Богородском, Большемурашкинском, Бутурлинском, Вачском, Вознесенском, Воскресенском, Володарском, Воротынском, Гагинском, Городецком, Дальнеконстантиновском, Кстовском, Краснооктябрьском, Краснобаковском, Кулебакском, Ковернинском, Княгининском, Лукояновском, Лысковском, Навашинском, Починковском, Павловском, Пильнинском, Сокольском, Сергачском, Сеченовском, Сосновском, Спасском, Чкаловском, Шарангском районах.
За прошедшие сутки на территории области природные пожары не зарегистрированы.
Всего с начала пожароопасного периода на территории Нижегородской области возникло 22 (АППГ – 9) очага природных пожаров (лесных). Площадь, пройденная огнем, составляет 6,38 га (АППГ – 3,54 га).
1.4. Космический мониторинг:
По данным космического мониторинга на территории Нижегородской области термоточки не зарегистрированы.
Всего с начала периода на территории Нижегородской области зарегистрировано 114 термически-активных точек, из них подтвердилось 81.
1.5. РХБ обстановка:
Химическая и бактериологическая обстановка на территории области в норме. Радиационный фон 12 мкР/час, что соответствует естественному фону.
По данным Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, случаев ухудшения качества питьевой воды до значений, представляющих угрозу для здоровья населения, не отмечено.
1.6. Происшествия на воде:
За прошедшие сутки происшествий на воде не зарегистрировано.
1.7. Обстановка по техногенным пожарам:
За прошедшие сутки зарегистрировано возникновение 6 техногенных пожаров. Погибших нет, пострадавших 1 человек, спасенных нет.
1.8. Обстановка по ДТП:
За прошедшие сутки на дорогах области произошло 11 ДТП. Погибших 1 человек, пострадавших 16 человек, спасенных 16 человек.
1.9. Обстановка на системах ЖКХ:
За прошедшие сутки ЧС на системах ЖКХ и энергетики не зарегистрированы.
Зафиксированы следующие технологические нарушения (12):
энергоснабжение – 3;
водоснабжение и канализация – 9;
теплоснабжение – 0;
газоснабжение – 0.
1.10. Биолого-социальная обстановка:
Эпидемиологическая
По данным Управления Роспотребнадзора за период с 21.04. по 27.04.2014г. заболеваемость острыми кишечными инфекциями в Нижегородской области по сравнению с предыдущей неделей возросла и составила 17,4 на 100 тысяч населения. В ЛПУ области за медицинской помощью с симптомами острого кишечного заболевания обратилось 324 человека. Наиболее высокие уровни заболеваемости, превышающие среднеобластной уровень, зарегистрированы в Павловском (показатель 24,06), Балахнинском (показатель 22,11), Арзамасском (показатель 20,82), Воскресенском (показатель 18,89) районах.
В Нижегородской области заболеваемость гриппом и ОРВИ, по сравнению с предыдущей неделей, снизилась на 2%. Зарегистрировано 30770 случаев заболеваний гриппом и ОРВИ (показатель заболеваемости 96,03 на 10 тысяч населения), что выше порогового значения на 75%. В г. Нижнем Новгороде за медицинской помощью обратилось 14712 человек (показатель заболеваемости 116,43 на 10 тысяч населения). Эпидемический порог по совокупному населению превышен на 39,4%, что связано с регистрацией высокой заболеваемости детей с 7 до 14 лет (433,6 на 10 тыс.населения данного возраста). Среди данного контингента отмечено превышение эпидпорога на 52%. Продолжают циркулировать вирусы гриппа В, А (N3N2) и респираторные вирусы негриппозной этиологии (РС-вирусы). Продолжилось частичное и полное приостановление учебного и воспитательного процессов в образовательных организациях.
По данным Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области начался сезон активизации клещей. По состоянию на 05.05.2014г. количество лиц, обратившихся в лечебные учреждения области по поводу присасывания клещей, составляет 229 человек (в г.о.г. Нижний Новгород – 81 человек). Количество привитых от клещевого энцефалита составляет 2853 человека (в г.о.г. Нижний Новгород – 59 человек), в целом по области акарицидные обработки от клещей проведены на площади 162,14га (всего запланировано обработать 1772,32га).
Эпидемиологическая ситуация в области находится под контролем Управления Роспотребнадзора.
Эпизоотическая
Указами Губернатора Нижегородской области введены ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству в следующих районах:
Звездочкой * отмечены данные метеорологического прогноза и рассчитанные по ним прогнозируемые параметры пожарной опасности.
Многоточие « ... » в колонках таблицы означает, что информация о соответствующем параметре не поступила.
Существует вероятность возникновения единичных очагов природных пожаров. Возможны возгорания сухой травы в населенных пунктах. Существует вероятность перехода огня на жилые дома, хозяйственные постройки, объекты экономики.
Существует вероятность обнаружения термических аномалий (в т.ч. связанных с палами травы) на всей территории области.
2.2. Техногенные ЧС:
2.2.1. Техногенные пожары (взрывы):
Возникновение ЧС, связанных с пожарами и взрывами (с возможным последующим горением), маловероятно.
Количество техногенных пожаров на территории области прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 5-17, в том числе в г.о. г. Н. Новгород 2-5 техногенных пожаров (Источник – нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования, неисправность печей и дымоходов). Наибольшая вероятность возникновения пожаров существует в личных жилых домах, а также на объектах жилого сектора (садовые домики, дачи, бани) в Сормовском районе (ПЧ 6,24,30,45) г.о. г. Н. Новгород, Спасском (ПЧ 147) районе области.
2.2.2. ДТП:
Возникновение ЧС маловероятно. На дорогах области количество ДТП прогнозируется 5-17, в том числе в г.о. г. Н. Новгород до 2-6. Источник – несоблюдение скоростного режима водителями, низкая дисциплинированность водителей, ненадлежащее состояние дорожного полотна. Наибольшее количество ДТП ожидается на территории Канавинского района г.о. г. Н. Новгород, г.о. г. Дзержинск.
Для трассы М-7 «Волга» наиболее вероятны участки ДТП (затяжной спуск-подъем):
- Кстовский район: 445-447 км (Ветчак), 452-453 км (Шава), 458-459 км (Запрудное), 460-462км (Горяньково), 468-469 км (Работки);
- Лысковский район: 479-482 км (Кисловка), 508-521 (Крестьянка).
Для трассы Р-158 наиболее вероятны участки ДТП (спуск-подъем):
- Д.Константиновский район: 29-30 км, 37-38 км, 45-47 км, 56-58 км, 61-64 км, 68-73 км;
- Арзамасский район: 75-79 км, 110 км;
- Лукояновский район: 186-189 км;
- Починковский район: 191 км, 218 км, 232, 245 км.
2.2.3. Аварии на объектах ЖКХ и энергоснабжения:
Возникновение ЧС маловероятно. Количество аварий на объектах ЖКХ и энергетики на территории области прогнозируется на уровне среднемноголетних значений. На основе статистических сведений ЦДДС министерства ЖКХ и ТЭК за период 2007-2013г. ожидается возникновение 7-20 технологических нарушений. Наибольшая вероятность прогнозируется Балахнинском, Павловском районах области.
По территории Балахнинского района проходят электрические сети протяженностью 12506,1 км, из которых 36,3 км относятся к ветхим сетям. Общий процент износа электрических сетей – 70%.
По территории Павловского района проходят электрические сети протяженностью 1346 км, из которых 376,3 км относятся к ветхим сетям. Общий процент износа электрических сетей – 79%.
Силы и средства городских и районных звеньев ТП РСЧС, привлекаемые к ликвидации возможных аварий на системах энергоснабжения:
аварийные службы Балахнинских РЭС - 3 чел. 1 ед. техн.
аварийные службы Павловских РЭС - 4 чел. 2 ед. техн.
На территории Балахнинского района расположено 31 котельных, 28 из которых являются муниципальными. Протяженность тепловых сетей составляет 187,7 км, из которых 107,8 км относятся к ветхим сетям. Общий процент износа тепловых сетей – 80%. Протяженность водопроводных сетей составляет 181,4 км, из которых 127,1 км относятся к ветхим сетям. Общий процент износа водопроводных сетей – 78%.
На территории Павловского района расположено 35 котельных, 21 из которых являются муниципальными. Протяженность тепловых сетей составляет 151,9 км, из которых 41 км относятся к ветхим сетям. Общий процент износа тепловых сетей – 62%. Протяженность водопроводных сетей - 294,2 км, из которых 118 км относятся к ветхим сетям. Общий процент износа водопроводных сетей – 67%.
Силы и средства городских и районных звеньев ТП РСЧС, привлекаемые к ликвидации возможных аварий на объектах ЖКХ:
МУП ЖКХ в Балахнинском районе –3 чел., 1 ед. тех.
МУП ЖКХ в Павловском районе –3 чел., 1 ед. тех.
2.3. Биолого-социальные ЧС:
Возникновение ЧС маловероятно.
Принимая во внимание преимущественную циркуляцию среди населения вируса гриппа В, подъем заболеваемости ОРВИ и гриппа в 2014 году носит затяжной вялотекущий характер и сохранится на эпидемическом уровне.
Сохраняется вероятность возникновения групповой и вспышечной заболеваемости кишечными инфекциями среди населения Нижегородской области.
Сохраняется вероятность очередного циклического подъема заболеваемости вирусным гепатитом А среди населения области.
Существует вероятность возникновения единичных случаев укусов клещами населения области. Наибольшее число обращений прогнозируется на территориях Арзамасского, Балахнинского, Павловского районов, а также г.о.г. Бор и г.о. Семеновский; на территориях Автозаводского, Советского районов г.о.г. Нижний Новгород.
Сохраняется вероятность регистрации единичных случаев бешенства на территории с. Пица Сергачского района (граничащие с ним населенные пункты: с. Абаимово, д. Павловка, с. Лопатино, с. Чуфарово), на территории д. Каравайки г.о. Семеновский (граничащие с ним населенные пункты: д. Заево, д. Совинское, д. Лазаревка, д. Успенье, д. Тарасиха, д. Язвицы, д. Елховка, д. Осинки, д. Здорово, д. Алешино, д. Белоглазово), на территории с. Грудцино Павловского района (граничащие с ним населенные пункты: с. Фроловское, д. Дуброво, д. Долотково, д. Кишкино, д. Чудиново), на территории п. Центральный Перевозского района (граничащие с ним населенные пункты: с. Дубское, д. Селище, с. Поляна, п. Знаменки, п. Борок, г. Перевоз), на территории с. Юркино Лысковского района (граничащие с ним населенные пункты: с. Черемиска, с. Оникино, д. Богомолово, д. Покровка, д. Елевка, д. Саревка, д. Бахмут).
III. Мероприятия по предупреждению, предотвращению, локализации ЧС и ликвидации их последствий:
Прогноз доведен до глав местного самоуправления, ЕДДС муниципальных образований, оперативно - распорядительного управления Правительства Нижегородской области, взаимодействующих организаций.
Техногенные ЧС
Аварии на системах ЖКХ и энергетики
Дежурно-диспетчерской службой Министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области организован контроль за работой аварийно-восстановительных бригад по ликвидации аварий на системах канализации, водо-, тепло-, газоснабжения.
Биолого-социальные ЧС
1. Управлением Роспотребнадзора по Нижегородской области:
- в целях снижения заболеваемости ОКИ, связанной с водным путём передачи, в области реализуется «Программы нового строительства и модернизации водопроводных и канализационных сооружений по проекту плана развития г.о. г. Н.Новгород» и «Программы улучшения качества питьевого водоснабжения населения Нижегородской области»;
- проводится разъяснительная работа среди населения через СМИ, печатную продукцию о методах и средствах профилактики заболеваемости острыми вирусными инфекциями (ОРВИ), кишечных инфекций; вирусного гепатита А, об опасности заболевания бешенством и мерах по их предупреждению, необходимости проведения плановой иммунизации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения данными вирусами;
- проводится плановая иммунизация лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения вирусом бешенства, членам бригад по отлову животных и работникам ветуправлений;
- проводится вакцинация населения с целью профилактики заболеваемости гепатитом А среди населения, особенно профессиональным группам лиц, деятельность которых связана с питанием, водоснабжением и обслуживанием водопроводных и канализационных сооружений.
2. Службами РСЧС районов проводятся своевременные ремонтно-профилактические работы на водопроводно-канализационных сооружениях.
Мероприятия на водных объектах:
1. Составлен и согласован график проведения совместных рейдов госинспекторов ГИМС МЧС России по Нижегородской области и АСС Нижегородской области по контролю за водными объектами на май 2014г.
2. Подразделениями ГИМС для обеспечения безопасности людей на водных объектах проводится профилактическая работа с населением через средства массовой информации (выступления на радио, печатные издания).
IV. Рекомендуемые мероприятия по реагированию на прогноз
1. ЕДДС муниципальных образований и городских округов обеспечить:
- организацию мониторинга складывающейся обстановки и уточнение прогноза ЧС с его необходимой детализацией;
- доведение прогноза до председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности района (городского округа), всех служб района, организаций и учреждений муниципального звена ТП РСЧС, сельских и городских поселений;
- уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС с учетом источника прогнозируемой ЧС и мест ее вероятного возникновения.
2. Главам администраций в целях защиты населения и территорий от возможных аварийных ситуаций в муниципальных звеньях ТП РСЧС Нижегородской области:
- поддерживать в готовности силы и средства районных звеньев ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации возможных аварий, ДТП, пожаров;
- поддерживать на необходимом уровне материально-технические средства для проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ;
- обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности реализации события и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств муниципального звена ТП РСЧС, необходимых для усиления имеющейся в районе предполагаемой ЧС группировки сил и средств.
Техногенные ЧС
Пожары
ГУ МЧС России по Нижегородской области в целях профилактики техногенных пожаров продолжение регулярной пропаганды во всех видах СМИ соблюдения правил пожарной безопасности и эксплуатации бытового (сетевого и баллонного) газа.
ДТП
1. Управлению ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области с помощью средств массовой информации продолжить разъяснительную работу среди населения по соблюдению правил дорожного движения и соблюдению водителями скоростного режима.
2. ГУ МЧС России по Нижегородской области совместно с территориальными органами исполнительной власти и подразделениями ГИБДД уточнить планы прикрытия наиболее опасных по количеству и тяжести ДТП участков дорог.
3. Руководителям автотранспортных предприятий, владельцам маршрутных такси особое внимание обратить на состояние автотранспортных средств и квалификационную подготовку водителей.
Аварии на системах ЖКХ и энергетики
1. Министерству ЖКХ и ТЭК Нижегородской области:
- осуществлять мониторинг аварийных ситуаций во взаимодействии с оперативно-распорядительным управлением Правительства Нижегородской области и ФКУ "ЦУКС ГУ МЧС России по Нижегородской области" в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 27 декабря 2005 года N 323 "О единой системе оперативно-диспетчерского управления при авариях и чрезвычайных ситуациях Нижегородской области";
- продолжить контроль за готовностью аварийных служб к устранению аварий в системах газоснабжения, водоснабжения, канализации.
2. Министерству ЖКХ и ТЭК Нижегородской области во взаимодействии с органами местного самоуправления:
- принять все возможные меры по погашению задолженности за ранее потребленные топливно-энергетические ресурсы;
- взять под личный контроль соблюдение сроков устранения технологических нарушений на объектах жизнеобеспечения, жилищного фонда и соцкультбыта;
- при возникновении аварийных ситуаций доводить информацию до оперативных дежурных ЕДДС муниципальных образований;
- обеспечить необходимый запас материально-технических ресурсов для устранения аварийных ситуаций;
- проверить готовность системы дублирующих, автономных источников энергоснабжения, в первую очередь, в лечебных учреждениях и критически важных для инфраструктуры экономики объектах;
- организовать оперативное информирование населения об аварийных ситуациях, происходящих на объектах ЖКХ.
Природные ЧС
Природные пожары
1. Обеспечить неукоснительное выполнение распоряжения Правительства Нижегородской области №352-р от 14.03.2014г. «Об обеспечении пожарной безопасности объектов и населенных пунктов в весенне-летний период 2014г.».
2. Рекомендовать Главам администраций муниципальных образований Нижегородской области в рамках своих полномочий:
организовать на территории муниципальных образований противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
организовать работу с органами внутренних дел и гражданами в част пресечения правонарушений и преступлений, связанных с нарушением пожарной безопасности;
в случае ухудшения обстановки с пожарами в поселениях, городских округах ввести особый противопожарный режим с проведением комплекса дополнительных противопожарных мероприятий, в том числе ограничение пребывания граждан в лесах, торфяниках (въезд транспортны средств), разведения костров и проведения пожароопасных работ;
организовать публикацию информации о введении особого противопожарного режима;
в период высокой пожароопасности (IV и V класс) перевести в режим повышенной готовности органы управления и силы муниципальных звеньев территориальной подсистемы государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
организовать экстренное оповещение населения при угрозе распространения природных пожаров на территорию населенных пунктов, а также при возникновении пожаров в населенном пункте.
Биолого-социальные ЧС
1. Управлению Роспотребнадзора по Нижегородской области продолжить работу, направленную на:
- улучшение санитарно-технического состояния детских образовательных учреждений, ЛПУ, соблюдение в них санитарно-гигиенического и противоэпидемических режимов;
- проведение разъяснительной работы среди населения об опасности заболевания бешенством и мерах по его предупреждению;
- проведение плановой иммунизации лицам, профессиональная деятельность которых связана с риском заражения вирусом бешенства, членам бригад по отлову животных и работникам ветуправлений;
- недопущение заболеваемости вирусным гепатитом А среди населения;
- сохранять контроль за санитарным состоянием водопроводных и канализационных сетей.
2. Комитету государственного ветеринарного надзора Нижегородской области проводить мероприятия (организационные, противоэпизоотические, противоэпидемические) по ликвидации эпизоотических очагов бешенства и предупреждению новых случаев на территориях Сергачского, Павловского, Перевозского, Лысковского районов, г.о. Семеновский.
3. Собственникам, руководителям предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовой формы собственности, в т.ч. руководителям загородных детских оздоровительных учреждений обеспечить проведение противоклещевых обработок против иксодовых клещей на территориях парков, скверов, детских площадок, кладбищ и других мест массового отдыха, расположенных в эндемичных по клещевому энцефалиту районах, без предварительного энтомологического обследования.
4. Главам муниципальных образований Нижегородской области взять на контроль проведение расчистки и благоустройства территорий, в т.ч. парков, скверов, детских площадок, кладбищ, оздоровительных организаций и других мест массового отдыха, своевременность и полноту дератизационных и акарицидных обработок на территориях районов, неблагополучных в отношении укусов населения клещами.
Старший оперативный дежурный ЦУКС
майор внутренней службы п/п А.Н. Карпович