');
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск
Нижегородская область, город Кстово, площадь Ленина, дом 4

Проверка в сфере охраны поверхностных и подземных вод и обеспечения населения качественной питьевой водой

10.02.2016
ИНФОРМАЦИЯ 
Нижегородской природоохранной прокуратуры

Вода играет важную роль в нашей повседневной жизни. Повернул кухонный кран и вода полилась. Хочешь - пей, хочешь - готовь еду, хочешь - мойся. Порой мы даже не задумываемся, какой путь проходит вода от источника до нашей кухни, какие усилия должны прилагаться для того, чтобы исключить попадание в воду извне вредных бактерий и веществ.

В Нижегородской области для целей централизованного водоснабжения используется 21 поверхностный и 2659 подземный водоисточник. Бытует мнение, что самая чистая вода из подземных недр и даже в условиях централизованной системы водоснабжения не требуется проводить особенных защитных мероприятий, чтобы обеспечивать безопасность такой воды. Ведь глубоко под землей сама природа производит чистую воду, а задача коммунальщиков - только поднять воду из недр мощными насосами и распределить по водопроводам трубам до квартир.

Однако, это не совсем так.

Подтверждением тому стали события пятилетней давности в г.Урень, когда по вине местного коммунального предприятия хозфекальные стоки из аварийною коллектора просочились через трещины колодца в артезианскую скважину, подающую воду из подземных источников в водопровод. Результат - заражение питьевой воды норовирусом и около 200 заболевших. Директор предприятия был осужден.

Какова нынешняя ситуация с состоянием охраны вод и источников питьевого водоснабжения в Нижегородской области предстояло ответить Нижегородской природоохранной прокуратуре о ходе проведения соответствующей проверки, ведь вопросами обеспечения населения питьевой водой занимаются не только коммунальные службы, но и в той или иной мере и органы местного самоуправления, и органы власти Нижегородской области, и федеральные органы.

Прежде всего, несколько слов о правовом регулировании данных отношений.

Водный кодекс Российской Федерации устанавливает приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии» гласит, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Для питьевых целей должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения водные объекты.

Для таких случаев устанавливаются зоны санитарной охраны вокруг источника. Эксплуатирующая организация должна разработать проект зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого снабжения, утвердить его в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в Нижегородской области - это Министерство экологии и природопользования Нижегородской области).

Границы и режим зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения также устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Впоследствии данные границы наносятся на различные картографические материалы, в том числе в кадастровую документацию.

Статья 44 упомянутого закона запрещает сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжении.

Охрана подземных водных объектов осуществляется в том числе посредством возложения обязанности на физических, юридических лиц, деятельность которых оказывает или может- оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Ряд важнейших требований, гарантирующих безопасность вод для питьевых нужд, определены в Санитарных правилах и нормах «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПпН 2.1.4.1 110-02).

Так, согласно данных Правил зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов:

- первый пояс (пояс строгого режима) предназначен для защиты места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения;

- второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.

Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.

Согласно п. 3.2,1. Правил территория первого пояса должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, размещение жилых и хозяйственно - бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений и др.

Водопроводные сооружения должны быть оборудованы так, чтобы предотвращать возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.

Границы второго и третьего поясов определяются при разработке проема расчетным путем по специальной формуле.

В пределах второго пояса охраны не допускается: применение удобрений и ядохимикатов, размещение кладбищ, скотомогильников, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод.

В границах второго и третьего поясов запрещается размещения складов горюче - смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.

Как показала прокурорская проверка, в целом, в Нижегородской области наблюдается положительная тенденция сокращения количества источников централизованного водоснабжения, не отвечающих требованиям санитарных правил, с 17% в 2010 году до 1 5% в 2014 году.

Однако, экологическую ситуацию с состоянием водных объектов нельзя охарактеризовать как стабильную.

В 29 районах области (Большемурашкинский, Борский, Богородский, г. Дзержинск, Бутурлинский, Вачский, Ветлужский, Воскресенский, Дивеевский, Лысковский и др.) не менее 90% водоисточников имеют организованные зоны санитарной охраны.

Только 54% источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения имеют какую-либо документацию по установлению размеров охранных зон (Вадский, Ардатовский, Краснооктябрьский, Починковский, Дальнекоистаитиновский и др. районы).

В Ардатовском, Гагинском, Сокольском районах лишь только у каждого третьего источника организована зона санитарной охраны.

Нижегородской природоохранной прокуратурой в деятельности хозяйствующих субъектов и их должностных лиц (Бутурлинскнй, Городецкий, Княгининский, Краснобаковский, Лысковский, Спасский и др. районы) выявлено 238 нарушений закона в данной сфере, для устранения которых возбуждено 58 дел об административном правонарушении, внесено 63 представления.

Наиболее распространенными нарушениями закона являлось: пользование недрами при заборе воды без соответствующей на то лицензии либо с нарушением условий лицензии на недропользование; нарушения санитарных правил, связанные с отсутствия проектов зон санитарной охраны, с не обустройством пояса первой охраны; забор воды без учета ее количества.

Кроме того, прокуратурой направлено 8 исковых заявлений в суд с требованием обязать организации, осуществляющие забор воды из водных объектов без разрешительной документации, получить отсутствующую документацию,

Устранение выявленных в ходе данной проверки нарушений находится под контролем Нижегородской природоохранной прокуратуры.

Телефон: (831)246-38-88

Адрес: 603086, г. Нижний Новгород, бульвар Мира, 11-а

E-mail: nnprprok@mail.ru

Количество показов: 342
Дата изменения: 18.03.2016 15:25:27

Возврат к списку

Гид по городу

?
Направляемые сообщения не являются обращениями граждан, рассматриваемыми в порядке, установленном Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Расскажите о проблеме
Написать сообщение